Наши
Вопрос ребром
Тема недели
В гостях
Расследование
Фоторепортажи
Обратная связь
 
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
             
Выпуск 123, от 01.07.11
Рубрика Наши
'КАЖДЫЙ ЧЕЛОВЕК ДОЛЖЕН ЧУВСТВОВАТЬ СЕБЯ НЕЗАМЕНИМЫМ... '

 

"Когда-то, было такое время, под богом-солнцем к теплым водоемам двигались стада буйволов. С тонкими шеями, головы большие, на больших головах мягкие, как тесто, бугорки рожек - между матерями, по-детски печальные, покачивались буйволята."
Г. Матевосян

В резиденции президента Армении состоялась торжественная церемония вручения премий президента Республики 2010 года. Президент Серж Саргсян вручил премии и поздравил лауреатов, подчеркнув, что их научные и творческие достижения, по большому счету, являются достижениями страны и народа... За вклад в сферу искусства премию получили: Арутюн ХАЧАТРЯН, Микаел СТАМБОЛЦЯН, Рубен ХАЧАТРЯН, Вреж ПЕТРОСЯН, Карен ЦАТУРЯН за фильм "Граница."

Сегодня наш гость - один из лауреатов премии, генеральный продюсер кинопроизводственного объединения "MEGALOT".

- Президентская награда, безусловно, очень почетна. Всегда приятно, когда твой труд оценивается по достоинству. Однако мне кажется, что творческий человек созидает не ради наград или чего-то подобного.

- Да, безусловно, творческий человек ничего не делает ради чего-либо, если, конечно, он действительно творческая личность. Есть такие "поднаторевшие" в своем деле мастера, которые, в принципе, променяли свой творческий потенциал на аналог чего-то уже созданного и имевшего успех. Оценка - это результат работы, хотя, к слову сказать, не все действительно заслуживающие получают награды, и это обидно... Считаю, что данная награда явилась как бы последней каплей для оценки моей деятельности. А прецедентом, бесспорно, явился Арутюн Хачатрян, генерирующий весь наш творческий коллектив.

- Фильм "Граница" - номинант премии "Ника-2011". Фильм вместе с 13 другими фильмами из стран СНГ был представлен в номинации "Лучший фильм стран СНГ и Прибалтики" на премии Национальной киноакадемии России "Ника-2011". Только 4 из представленных фильмов стали номинантами, в том числе и "Граница". Трудно ли пришлось, ведь фильм Арутюна Хачатряна соперничал с фильмами литовского режиссера Андриса Гауйи "Дела семейные", киргизского режиссера Актана Арима Кубата "Свет-аке" и азербайджанского режиссера Рустама Ибрагимбекова "Глазами призрака".

- Да, нелегко, да и не везде он выигрывал. Но номинация на мировом уровне - это одно из показателей удачи. Кино - это одно из основных единиц измерения зрелищности. Возможности кино таковы, что оно может позволить собрать одновременно около 10-15 млн. зрителей. Это - самая дорогостоящая и в то же время самая прибыльная сфера деятельности. Кино как результат творческой деятельности - одно, само кинопроизводство - совершенно другое.

Финансово-техническую базу составляет команда профессионально подготовленных специалистов. Вы можете представить соотношение сил так: если творческий коллектив насчитывает от силы 20-30 человек, то в производственной области трудятся 300 человек, которые, в принципе, не имеют к творчеству никакого отношения, но играют в кинопроизводстве не последнюю роль: осветители, звуковики и др. Надо быть очень талантливым человеком - от осветителя до звукорежиссера - чтобы из технической базы 30-40-летней давности "выжать" возможности, соответствующие мировому уровню, - такие профессионалы заслуживают самой высокой оценки.

Образно говоря, какое бы "сальто ты ни делал, ты не сможешь ничем заменить недостачу." К примеру, 8 приборов вместо 25-ти для профессионального освещения и пр., хотя и прекрасно осознаешь невозможность своих "потуг". И какой бы гениальный сценарий не написал сценарист, режиссер или кто-то другой, к примеру, о морской баталии или определенном количестве кораблей, но если генеральный продюсер объявит, что бюджета хватает только, мягко говоря, на одну шлюпку, то с этим ничего нельзя поделать….

- Фильм "Граница" после 38-го кинофестиваля в Роттердаме в 2009 году был представлен более чем на 45-ти международных кинофестивалях и был удостоен многочисленных, в том числе и главных, призов. А у себя на родине прошел как-то незаметно, в частности, на страницах республиканских СМИ.


- Здесь есть несколько причин. Могу оформить в форме вопроса: почему в городе с миллионным населением есть всего один кинотеатр? Но даже в нем сегодня нет зрителей. А ведь 20 лет назад в Ереване было больше 50-ти кинотеатров и кинозалов. Изменилась форма восприятия: телевидение, интернет, домашние кинотеатры и т.д. заменили большой экран. Почему не ходят в кино? Не любят. Неинтересно. Вот и СМИ неинтересно освещать киноновинки и киноудачи. Вторая причина заключается в том, что для национальной тематики очень трудно находить сопродюсеров: по большому счету европейцев мало интересуют армянские проблемы. Кино с общечеловеческим креном - это совершенно иное дело, куда охотно вкладываются большие финансы. Одним из таких примеров стал фильм Ованнеса Галстяна "Сплетенные параллели", который идет в 40 странах мира.

- Вообще создалась интересная тенденция: в Армении самые значительные события проходят как бы мимоходом, даже информацию об авариях или же более значительных событиях нам приходится узнавать из российских новостей. В 2009 году картина получила приз за лучшую режиссуру на 18-ом Открытом фестивале кино стран СНГ и Прибалтики "Киношок", а в прошлом году на Международном кинофестивале Фрибурга (Швейцария) этот фильм был удостоен премии Международной ассоциации кинокритиков. А мы узнаем это спустя несколько лет. Снизилась информационная планка, что ли?

- Это и неудивительно, и стало вполне привычным. Сегодня налицо в коммерческом смысле абсолютно выигрышные творческие проекты. Недавно прошел фильм, который посмотрело более 50 тыс. человек. Легкая комедия, похожая на тысячи других, любимых публикой, - рейтинговая комедия. Как это ни грустно, но факт остается фактом: сейчас люди хотят легких фильмов - не напрягать мозги глобальными проблемами, прийти в кинотеатр, весело провести 1,5 часа и уйти облегченными домой… Сегодня популярны дешевые проекты, фильмы, не требующие доскональной постановки, когда, мягко говоря, можно свободно привести с улицы человека и дать ему прочесть тест с экрана... Я не против сериалов: телевидение снимает, чтобы заработать. Но ведь большой экран - это совершенно иная плоскость... И здесь возникает следующее: условия игры диктуют те, кто заказывает, они начинают спонсировать, чтобы рекламировать свой продукт, каким бы он не был... Деньги оказываются в руках тех людей, которые имеют к искусству довольно отдаленное отношение.

Необходимо сознательно, решением соответствующих структур прекратить этот процесс. Давайте не забывать, что совсем недавно прикрыли проект и изъяли из эфира самый популярный криминальный сериал. Мы должны насильственно не допускать нарушения авторских и смежных прав, которое происходит повсеместно. Когда в рекламных роликах используют уже известную музыку, тем самым "убиваются" многочисленные композиторы, которые должны были быть востребованными, однако им никто ничего не заказывает. И многие творческие люди оказываются, так сказать, не у дел.

Кроме того, нужно искусственно запретить кинопоказ, -производство не на родном языке, как это было сделано в Украине и в Грузии. И тогда возникнет поле деятельности, где найдется работа переводчикам, журналистам, актерам и пр. Ведь люди, идущие в кинотеатр на просмотр, к примеру, фильма "Сумерки" с русским дубляжом, забывают о том, что это не русское кино, а американское, и таким образом считают, что в России все лучше, чем в Армении. С этим категорически нужно бороться.

- Уже сложилась система: интеллектуалы идут на потребу публики, им приходится наступать на горло своему таланту и создавать то, что требует, грубо говоря, народ.

- В любой стране элитарное кино не имеет коммерческого успеха. Даже европейское кино со своими достаточно сильными традициями и профессионализмом уступает ширпотребу. Луи де Фюнес - бесспорно, гениальный актер, но фильмы с его участием, мягко говоря, примитивны, но суперпопулярны. Та же ситуация и в американском, российском и другом востребованном кино. Другое дело, что финансово сильные страны могут позволить себе снимать фильмы, не имеющие коммерческого успеха. Или, к примеру, снимать картины на ненациональные темы. Мы этого себе позволить не можем. Снять фильм по Агате Кристи или братьям Стругацким, Маркесу и пр. мы просто не в состоянии. Потому что социальная ситуация такова, что если уж тратить деньги, то только на армянскую тематику. Только богато упакованные страны способны создавать крупные проекты.

Известный иранский кинорежиссер Аббас Киаростами написал о фильме "Граница": "Он (Арутюн Хачатрян) сумел очень необычным образом принести в кино нового героя. Я нигде больше не видел этого. Перед тобой мул, и когда смотришь на него, то понимаешь, что и у него есть сознание и чувства. Сегодняшнее мировое кино снимает проституток, контрабандистов и убийц - тех, кого трудно назвать людьми. А в фильме Хачатряна мы видим мула, который более человечен, чем перечисленные мной существа. Как мог такой фильм не впечатлить и не поменять мое мироощущение? Этот фильм произвел на меня такое впечатление, что я его никогда не забуду. "

Фильм "Граница" - документально-поэтическое размышление о сущности межнациональных конфликтов, о границах, разделяющих людей и народы, и снял его основатель и генеральный директор Ереванского Международного кинофестиваля "Золотой абрикос" Арутюн Хачатрян. В центре повествования - приграничная ферма, а главная "героиня" истории - буйволица. Возникает вполне оправданная ассоциация с "Буйволицей" Гранта Матевосяна.

Это фильм о судьбе человека, который никому не нужен, но которого держат в замкнутом пространстве и по непонятным причинам искушают и мучают. Ведь в финале, когда происходит пожар, о буйволице просто забывают и она спокойно уходит… Но воспринимать фильм Арутюна Хачатряна как фильм о какой-то корове, это все равно, что смотреть фильм с закрытыми глазами. Ведь сегодня абсолютно не воспринимается аллегория кино: если говорим о войне - то давайте войну, если о бетоне - то реально шершавая поверхность и пр.


- Вы - достаточно известный человек в Республике, во всяком случае, в сфере шоу-бизнеса и кино. Не хочу употреблять слов вроде "популярность", "слава". Скажу так: узнаваемость не тяготит?

- Нет, конечно. Это - не та популярность, от которой страдают актеры, певцы, спортсмены. Меня узнают те люди, которые имеют отношение к сфере искусства. Меня не очень часто узнают на улице. Моя известность способствует моей деятельности, и мой авторитет и мнение выстраданы годами нелегкой, кропотливой работы.

- По образованию - Вы лингвист. Помогает ли Вам это в сфере кинопроизводства или наоборот, иногда мешает.

- Помогает, конечно. Я счастлив, что учился в то время, когда еще можно было получить нормальное академическое образование.

- Ваша деятельность многранна. Каково Ваше жизненное кредо?

- Да, есть. Я люблю людей. И, к сожалению, прощаю им те ошибки, которые не стоило бы прощать. Вообще я люблю людей больше, чем они этого заслуживают, но делаю это абсолютно сознательно.

- Чувствуете ли Вы себя незаменимой личностью?

- Каждый человек должен чувствовать себя незаменимым. Он должен верить в свою абсолютную незаменимость, и он должен верить в незаменимость тех людей, с кем он живет и работает. И даже дворник, если перестанет верить в свою незаменимость, то у нас будут очень грязные улицы; врач, который не верит в свою незаменимость, может вместо больного зуба вырвать здоровый. Те люди, которые говорят, что незаменимых людей нет, - не смогут ничего совершить в жизни.

- Ваши творческие планы?
- Делать кино. Никаких иных планов у меня нет.

 

Марина Авакян

Оценка посетителей: 0
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Оставьте Ваш комментарий
  Имя:     E-mail:
Комментарий
Поиск по сайту
  © Российско-Армянский (Славянский) университет 2008