Кто автор картины Сикстинская Mадонна?
Леонардо да Винчи
Сандро Боттичелли
Рафаэль

Результаты опроса


На что вы готовы пойти ради карьеры?
Ради карьеры я готов(а) на все
На все, но в рамках закона
Никогда не пожертвую людьми и отношениями ради карьеры
Затрудняюсь ответить

Результаты опроса

<<< Вернуться к Активному Выпуску

По мнению византолога конца прошлого века профессора Сорбонны Шарлья Дилья, Гандзасар - третий из пяти дошедших до наших дней армянских памятников, вошедших в сокровищницу мировой культуры).

Гандзасарский монастырь, Гандзасар

(арм. Գանձասար — гора сокровищ) — действующий монастырь Армянской Апостольской Церкви, расположен на левом берегу реки Хаченагет, близ деревни Ванк, в северо-западной части современного Нагорного Карабаха. Гандзасар впервые упоминается армянским католикосом Ананием Мокаци в середине X века. Новый, известный в настоящее время храм, построен князем Гасан Джалаляном, «мужем благочестивым, богобоязненным и скромным, армянином по происхождению» на месте старого храма, упоминаемого в Х веке, и торжественно освящён 22 июля 1240. Согласно преданию, в усыпальнице храма захоронена отрубленная Иродом голова Иоанна Крестителя, принесённая сюда из Киликийской Армении во время одного из крестовых походов, из-за чего храм получил название св. Ованеса Мкртыча (Иоанна Крестителя).
Сведения о строительстве храма имеются у армянского историка XIII века Киракоса Гандзакеци. Строительство храма велось с 1216 по 1238, о чём сообщается на могильной плите Гасана Джалала. Об этом свидетельствует также надпись, сохранившаяся внутри монастыря над купелью.
Гандзасар служил резиденцией и семейной гробницей княжеского рода Гасан — Джалалянов, правителей Хаченского княжества. В XIV веке стал резиденцией Агванского Католикосата Армянской Церкви. Упоминания о монастыре содержатся также в персидских средневековых документах. В одном из них сказано: « … с давних времен и согласно хартии Сиса, предводительство и главенство над всеми местностями Агванка принадлежит католикосу Матевосу. Надлежит, чтобы его признавали, как раньше, предводителем и главой армян этого вилайета … чтобы армяне Гандзасара в Агванке признали его своим предводителем и главой …» (1487 г.) . Гадзарасский католикосат сохранил свой статус до 1815, когда по распоряжению российских властей Агванский Католикосат был преобразован в митрополию, а затем (с 1857) разделён на две епархии: Карабахскую и Шамахинскую.
Из Гандзасара в 1701 Петру Первому были отправлены знаменитые обращения восточных армян с просьбой о принятии российского подданства и военной помощи в освобождении от персидско-турецкого ига (XVIII век). Значительную в этом деле роль сыграл, в частности, католикос Есаи Гасан-Джалалян. В одном из своих писем Есаи Гасан Джалалян писал: «Мы по Иисусе смиренный раб Исайя, от четырех един соборный патриарх страны Арменския, нарицаемыя Агван, имеющий власть над християны народа армянского … »
Центральный собор св. Иоанна Крестителя своими архитектурными особенностями воспроизводит характерную для Армении ещё с десятого века форму церкви: купольный зал с двухэтажными приделами в углах.
Храм украшен изображениями Распятия, Адам и Ева и множество других каменных фигур, включая скульптуры князей Хачена, держащих над головой модели собора. Примечательным в архитектуре собора является купол, который покрыт разнообразной по орнаментальным мотивам и виртуозной по исполнению резьбой. Известный археолог А. Л. Якобсон писал, что эта резьба “служит как бы ювелирной оправой архитектурной формы, обогащает её, при этом, нисколько не заслоняя и не нарушая архитектурных линий, в чем заключается одна из замечательных особенностей армянского зодчества того времени, полностью проявившаяся и здесь”.

Монастырь сильно пострадал в период военного конфликта, и в результате чего серьёзно повреждён главный храм комплекса. В настоящее время ведутся восстановительные работы.



















Подготовила Анжела Бегларян


# 22
13.11.07