research
  • 03 Апр
  • 2024

"Занятие наукой требует искренней самоотдачи и терпеливости": Марина Калашян

    Продолжаем делиться вдохновляющими историями женщин в науке. О своем пути в науке, проектах, состоянии развития студенческой науки в РАУ и многом другом рассказала кандидат философских наук, доцент кафедры философии Института гуманитарных наук РАУ, сотрудник Департамента науки РАУ Марина Калашян.

    - В какой момент вы решили заняться наукой? 
     
    - Интересно, что стремление заняться наукой никогда не являлось моей сознательно выбранной и артикулируемой целью. Скорее, в науке я себя “обнаружила” постфактум, уже не представляя своей профессиональной реализации “вне” научно-исследовательского процесса. Но, наверное, именно благодаря такому стечению обстоятельств наука явила мне одну из своих самых заманчивых сторон: способность выступать самоцелью и, как следствие, приносить людям, которые бескорыстно увлечены ею, чувство глубокой творческой удовлетворенности. 

    Если же я все-таки попытаюсь поэтапно реконструировать свой “путь” к науке, то, наверное, мне надо будет начать со своих студенческих лет. Будучи студенткой юрфака РАУ больший интерес во мне пробуждали дисциплины философского и историко-теоретического профиля, а при выборе тем первых работ я стремилась “прикоснуться” к наиболее, как мне казалось, фундаментальным концептам права, работа с которыми помогла бы мне освоить системообразующие основы юриспруденции. В результате, выбор поочередно падал на теорию прав человека, принципы права, идею справедливости и т.п. Так, к примеру, выпускную работу я в итоге посвятила разбору института “добросовестного приобретателя” в гражданском праве, а кандидатскую диссертацию – проблеме морально-правовой взаимодополнительности.

    Так как бакалавриат и магистратуру РАУ я окончила с отличием, само собой разумеющимся и естественным казалось продолжение образования, которое, как я была уверена, мне удастся совмещать с карьерой. Последнюю с наукой в то время я никак не ассоциировала и только сейчас, ретроспективно, осознаю, что работа над кандидатской диссертацией (уже по специальности “Философия”), последующая защита и преподавательская деятельность в РАУ уже в статусе молодого ученого, кандидата наук, и были теми стремительно проносящимися предпосылками, которые в итоге предопределили мое вовлечение в мир науки. 

    Если же все-таки постараться вспомнить момент уже более зрелого и осмысленного восприятия себя как члена научного сообщества, то настал он для меня позднее и был, скорее, кумулятивен. Так, к нему меня подвело сотрудничество с коллегами-философами (в том числе зарубежными), участие в научных проектах, международных конференциях, а также ряд достаточно удачных научных публикаций. 
     

    - В каком направлении вы работаете сейчас? 
     
    -  Так как базовое образование у меня - юридическое, а кандидатскую диссертацию я защитила по направлению “Социальная философия, этика”, это позволило мне сотрудничать с двумя кафедрами РАУ одновременно: с кафедрой философии и кафедрой теории права и конституционного права, развивая такое междисциплинарное научное направление как философию права. Оно сравнительно ново, особенно для стран с советским прошлым, в интеллектуальную атмосферу которых до развала союза просачивался (по известным причинам) далеко не полный перечень бурно развивавшихся на Западе идей и концепций. В результате, мы имеем серьезные научно-исследовательские лакуны и двойную задачу: не только наверстать и осмыслить упущенное, но и приложить немалые усилия к тому, чтобы органично влиться в международное научное сообщество, заявив о себе как о конкурентоспособных и востребованных исследователях. 

    Именно для решения обозначенных задач в 2021 году я опубликовала учебно-методическое пособие “Философия права”, в основу которого лег курс лекций, разработанный и читаемый мной в магистратуре Российско-Армянского университета. В нем была предпринята попытка по возможности кратко резюмировать и отразить не только классические философско-правовые концепты, но и новые тенденции познания политико-правовой реальности. 

    Не менее (а, может, даже более) важным поводом для разработки указанного междисциплинарного направления мне представляется тот факт, что философия права, аккумулируя в себе достижения как этической, так и правовой мысли, предоставляет соответcтвующую методологическую и инструментальную базу для необходимого синтеза морали и права. Философско-правовой, а значит и ценностный подход к осмыслению сегодняшних реалий, выступает незаменимым ориентиром в современном секулярном, плюралистическом обществе, в частности, армянском. Поэтому несмотря на все сложности, сопряженные с разработкой этого научного направления, я очень надеюсь, что мой пример окажется для кого-то заразительным.

    Уже в завершение замечу, что помимо публикаций по философско-правовой тематике, в настоящее время я также задействована в проектах, посвященных исследованиям в иных областях философии, в числе которых этика, философия образования, проблемы достижения устойчивого мира и развития.
     
     
    - Что самое сложное в жизни ученого? А самое интересное? 
     
    -  Как и любому профессиональному поприщу научной работе присущи свои подводные камни. Я бы сказала, что занятие наукой, в первую очередь, требует искренней самоотдачи и терпеливости. Самоотдачи, поскольку ты должен сам безоговорочно верить в значимость проводимой научно-исследовательской работы; терпеливости, поскольку отнюдь не всегда возможно точно предвидеть сроки получения и научную значимость результатов проведенного исследования, а также степень их влияния на научное направление как таковое. Помимо этого, не следует обходить стороной и финансовый аспект вопроса. Ведь если мы говорим о науке как о сфере основной профессиональной деятельности человека, то напрашивается вопрос о степени ее востребованности. Должна сказать, что если еще пару лет назад занятия одной лишь наукой “прокормить” бы скорее не смогли, сегодня ситуация существенно изменилась. Правительство РА стремится стимулировать поступательное развитие имеющегося научного потенциала, в частности, путем выделения достаточно весомых ресурсов на развитие научной и научно-технической деятельности в рамках самых различных грантовых программ. В силу этого сложность сегодня сводится скорее к тому, чтобы суметь внятно представить научную задачу, которую вы намереваетесь решить, и грамотно обосновать необходимость выделения на это соответствующих финансовых средств.   

    Касательно второго вопроса скажу, что подлинная научная жизнь в целом очень увлекательна. Дисциплинируя и закаляя характер, она в то же время расширяет кругозор, поощрает навыки творческого мышления, знакомит с интереснейшими людьми, учит терпимости и солидарности, а также – бескомпромиссности и бескорыстию в достижении такого общечеловеческого блага как Истина. 
     
     
    - Каково состояние развития студенческой науки у нас в университете? Какие видите перспективы, исходя из наблюдений?
     
    - Являясь сотрудником Департамента науки РАУ могу с уверенностью сказать, что так называемая “студенческая наука” РАУ стремительно развивается. Подтверждение тому – множество показателей, в числе которых – количество докладов и статей, презентуемых нашими студентами и аспирантами на платформах международного масштаба, а также степень их вовлеченности в серьезные научные проекты под руководством ведущих ученых и профессоров РАУ. Я наблюдаю как к нам приходит осознание того, что серьезный, отвечающий современным стандартам учебно-образовательный процесс не может быть оторван от научной составляющей, от интенсивной работы по вовлечению студенчества в научную жизнь, начиная с первых годов обучения! Если наши усилия в этом направлении будут интенсифицированы – мы в скором времени станем свидетелями того, что все большее количество выпускников РАУ становятся полноценными членами международного научного сообщества!  
     
     
    - Что вы пожелаете студентам, которые только думают связать жизнь с наукой?
     
    - Мир науки чем-то очень напоминает искусство. Ведь это та же попытка прорваться сквозь рутинные будни, только осуществляемая на более рационалистический манер. Погрузившись в этот мир, вы очень скоро почувствуете, что он устроен таким образом, что все вкладываемые сюда усилия “окупаются” с лихвой: чувством удовлетворенности от приобретаемого навыка отличать истинное – от лжи и заблуждения, существенное – от несущественного, знание – от поверхностного мнения, а в случае с гуманитарными науками, представителем которых я являюсь, - также истинно гуманное и свободное – от бесчеловечного и насильственного.  
     
    Поэтому мое единственное краткое пожелание: дерзайте!