research
  • 07 Май
  • 2024

Завкафедрой психологии РАУ Ася Берберян выступила на пленарном заседании Международного психологического форума

    Российско-Армянский университет  стал соорганизатором Международного психологического форума "Актуальные вопросы развития личности профессионала: идентичность в контексте межкультурной коммуникации".

    Российско-Армянский университет  стал соорганизатором Международного психологического форума "Актуальные вопросы развития личности профессионала: идентичность в контексте межкультурной коммуникации", состоявшегося 25–26 апреля на базе Самарского филиала Московского городского педагогического университета. В числе соорганизаторов были также Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка, Центр социокультурных исследований НИУ ВШЭ, Самарское региональное отделение Российского психологического общества, Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы, Самарский государственный медицинский университет Минздрава России. 
     
    Среди основных целей форума – поиск путей решения актуальных проблем личностного развития профессионала посредством развития личностной идентичности, установление контактов между представителями научной сферы различных стран, обмен научными достижениями, новыми технологиями развития личностной идентичности. 
     
    В мероприятии приняли  участие ученые, сотрудники научных и высших учебных заведений, практикующие психологи из России, Армении, Беларуси, Франции и Израиля. Гости и спикеры обсудили современные подходы к изучению профессиональной идентичности, методы ее психодиагностики, формирование и развитие профессиональной идентичности специалистов в процессе профессиональной подготовки и непосредственной работы, личность в цифровом обществе, роль семьи в воспитании личности и формировании его личностной идентичности.
     
    С приветственным словом от имени Российско-Армянского университета выступил проректор по международному сотрудничеству РАУ Сергей Капинос, поздравив участников  с открытием Международного психологического форума и поблагодарив команду Самарского филиала МГПУ. Он отметил, что кардинальные трансформации образования в глобальном мире и на всех уровнях, введение новых образовательных и профессиональных стандартов актуализируют проблему обновления, даже перестройки педагогическими работниками образовательных учреждений своей профессиональной деятельности: "В свою очередь, это требует от педагогов поиска и ориентации на новые, более эффективные в условиях постоянного обновления системы образования пути и средства профессионально-личностного развития. В развитии тесного российско-армянского сотрудничества, укреплении отношений дружбы и союзничества между нашими странами, вузами среди  основных задач университета нам представляется содействие сохранению, развитию и взаимообогащению культур, языков, исторических и национальных традиций народов обоих государств".
     
    На пленарном заседании с докладом на тему "Идентичность в структуре "Я-концепции" молодежи в различной социокультурной среде" выступила заведующая кафедрой психологии РАУ Ася Берберян. 

    "В связи с глобализацией, смыванием границ личного пространства человека, а также взаимовлиянием и взаимопроникновением различных культур, изменения, происходящие в последние десятилетия в обществе, затрагивают жизнь практически каждого члена общества, что обусловливает актуальность проблемы формирования идентичности. Феномен Я-концепции стал особенно активно развиваться в русле феноменологической и гуманистической психологии. Основными задачами, которые стоят перед молодыми людьми в этот период, является нахождение баланса между индивидуальностью и социальной принадлежностью, а также развитие самоидентификации и самоопределения", - поделилась она.

    По ее словам, результаты исследования этнической идентичности армянской молодежи свидетельствуют о том, что участники идентифицируют себя со своей этнической группой в целом, включая как когнитивные, так и эмоциональные аспекты: "Результаты исследования исторического опыта показывают, что молодежь в титульном армянском этносе и армянской диаспоре в России имеет разные представления о своей этнической идентичности. Изучение и понимание исторического опыта может помочь лучше понять и оценить эмоциональные реакции и связанные с ними чувства в различных культурах и народах. Все эти исследования и методы совместно создают основу для более глубокого понимания проблемы этнической идентичности, ее формирования и влияния на личность и социальные отношения".   
                                     
    Ася Берберян была также модератором секции "Феномен идентичности в психологии". Работа совместной секции СФ МГПУ, РАУ, РУДН прошло на тему "Становление и развитие личности профессионала в многокультурном пространстве". 
     
    Мероприятие было масштабным и разнообразным: открытая интерактивная лекция на тему "The contribution of the innovative tool “correspondence with the professor” to the formation and development of the teacher’s professional and personal identity" от Анны Прусак (Израиль),  мастер-классы по игропрактике в работе специалистов помогающих профессий, "Танцевально-двигательная терапия в работе практического психолога", специальная секция Панельной дискуссии на тему "Личная идентичность профессионала в межкультурной коммуникации", где Ася Берберян выступила с докладом "Влияние виртуального пространства на становление личности". 
     
    Отдельная секция была посвящена студенческим докладам: были представлены 40 работ из различных ведущих вузов России, Беларуссии, Армении. По итогам оценки экспертной комиссией  Международного конкурса постерных научных докладов в рамках  Международной научно-практической конференции "Личность в современном обществе: исследование, образование, развитие" победу одержали студенты-психологи РАУ:
    - Ануш Казарян (доклад "Взаимосвязь социально-психологической адаптации и синдрома эмоционального выгорания личности в сфере IT") - дипломом  I степени (научный руководитель: Берберян А.С.)
    - Донара Африкян (доклад "Взаимосвязь адаптации и защитных механизмов современной молодёжи Армении")  -  дипломом  II степени (научный руководитель: Берберян А.С.)
    - Анна Тамразян (доклад "Исследование психологических причин развития никотиновой зависимости в подростковом возрасте") - дипломом  III степени (научный руководитель: Будагян А.С.)
    - Белла Далогланян (доклад "Взаимосвязь типа акцентуации и уровня саморуководства у студенческой молодежи") - дипломом  III степени (научный руководитель: Берберян А.С.)
     
    Отметим, что Международный форум объединил, в особенности, усилия трех вузов: Самарского филиала МГПУ, РУДН и РАУ. Реализация данного мероприятия как совместного проекта развития научного потенциала исследователей способствует также сохранению общего научного и культурного пространства России и Армении, формированию и развитию научно-образовательных  связей между вузами.