research
  • 13 Окт
  • 2023

Директор Института гуманитарных наук РАУ Ерванд Маргарян выступил с докладом на симпозиуме по визуальной теологии

    Симпозиум собрал историков, археологов, искусствоведов, философов из многих регионов России, Сербии и Армении.

    Директор Института гуманитарных наук, д.и.н., профессор кафедры всемирной истории и зарубежного регионоведения Ерванд Маргарян принял участие в работе II международного научного симпозиума “Визуальная теология. Репрезентации культурной идентичности”. Симпозиум состоялся 2-3 октября на площадке Гуманитарного института Новгородского госуниверситета в рамках исполнения проекта “Университет как генератор культурной идентичности” по программе развития российских университетов “Приоритет 2030”. 
     
    Симпозиум собрал историков, археологов, искусствоведов, философов из многих регионов России, Сербии и Армении. С докладами выступили исследователи из Москвы, Санкт-Петербурга, Томска, Новосибирска, Барнаула, Еревана, Белграда, Нови-Сада и, конечно, Великого Новгорода.
     
    Профессор Ерванд Маргарян представил доклад на тему “Образ воина-исповедника в византийской историографии”, посвященный каноническому образу святых-порубежников в раннехристианской, ранневизантийской, поздневизантийской и поствизантийской иконографии. 
     
    “Наиболее репрезентативными и своеобычными иконографическими образами, с точки зрения христианской теологии, являются лики воинов-исповедников, ставших жертвами гонений и подвергшихся мучительной смерти в эпоху раннего христианства. Их образ концептуально отличается от бескровных ликов отшельников: воины Христа обретались в гуще людской массы, передислоцируясь с места на место, хорошо знали окружающий мир. С виду они ничем не отличались от остальных военнослужащих, потому на фресках, иконах и барельефах изображались телесно крепкими, ухоженными, твёрдыми в своих намерениях мужами, с благородными чертами лица, облачёнными в красивые одежды и дорогие доспехи. Иконописцы словно намеренно стремились подчеркнуть телесность их образа и тесную связь с бренным бытием этого мира. Однако когда вставала дилемма выбора между мучительной исповеднической смертью и отказом от веры ради сохранения жизни или высокого социального положения, жизнелюбие этих знатных молодых людей не препятствовало им сделать выбор в пользу бессмертия души, поступиться ценностями дольнего мира ради славы Горнего престола. Со временем произошла трансформация образа воинов-исповедников: из жертв перманентных гонений, религиозной нетерпимости и произвола римских властей они превратились в воплощённых воинов Христа, защитников веры, пополнивших ряды Небесного воинства под командованием Архистратига Михаила. Этим объясняется иконографическое сходство образов земных воинов-христиан и воинства небесного”, - поделился профессор.
     
    Спикеры и гости симпозиума рассмотрели последние достижения учёных в области изучения иконографии, архитектуры, градостроительства, богослужебного действия и общей организации священного пространства. Участники симпозиума обсудили визуальные, идеологические и социокультурные аспекты создания и использования икон в советскую эпоху, программы росписей храмов в новейшей отечественной истории, параллельное существование религии и квази-религии в России ХХ века, истоки, традиции и богословский смысл архитектурных форм и иконографических сюжетов, применение религиозных культурных кодов в современном образовании, архитектуре, структуре литургического пространства, изобразительном искусстве и кинематографе. 
     
    Отметим, что целью работы симпозиума было определение роли священных изображений и пространственных художественных комплексов в формировании, сохранении и трансляции культурной идентичности – как в истории, так и в наши дни. Организаторы симпозиума исходят из того, что развитие современного гуманитарного знания в области визуальной теологии способствует более глубокому пониманию таких культурных явлений, как связь образа и смысла в повседневных и праздничных практиках, культурная память нации и регионального сообщества, визуальный код обитаемого пространства (города, села, монастыря, региона, страны), формы выражения гражданской идентичности.