research
  • 23 Фев
  • 2021

Сирануш Гиносян: "РАУ стал для меня местом, где я могу заниматься тем, что искренне люблю".

    Мы поговорили с Сирануш о выборе университета и профессии, тенденциях развития биомедицины, научной деятельности, ее увлечениях и многом другом.

    Аспирант IV года обучения Российско-Армянского университета по специальности "Биохимия" Сирануш Гиносян выступала с пленарным докладом на XXV международной научной конференции "Ломоносов", состоявшейся в Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова. По итогам конференции ей вручили грамоту за лучший доклад на секции "Биоинженерия и биоинформатика". Мы поговорили с Сирануш о выборе университета и профессии, тенденциях развития биомедицины, научной деятельности, увлечениях и многом другом.

    В школе мне нравились все предметы, но биология занимала особое место в этом списке. А еще больший интерес к биологии возник в старших классах, когда мы начали подробно изучать строение человеческого организма, разбирать такие понятия, как ДНК, белки, углеводы: как человеку, с детства мечтающему стать либо врачом, либо ученым, я с удовольствием "поглощала" эти знания. 
     
    Когда я вернулась из России в Армению, надо было определиться с выбором вуза. Я собрала и изучила информацию, перебрав все возможные варианты с учетом того, что хочу заниматься биологией. От сверстников я часто слышала, что учиться в РАУ нелегко, но это того стоит. Теперь могу точно сказать, что так оно и есть: РАУ стал для меня местом, где я могу заниматься тем, что искренне люблю.
     
    Наиболее динамично развивающимися направлениями биомедицины в наше время являются биоинженерия и биоинформатика, возникшие на стыке биологии, математики, химии, физики и компьютерных технологий. Междисциплинарный характер этих направлений и дает студенту больше преимуществ. Так, биоинформатика, с одной стороны, включает в себя биологию – науку о живом, а с другой, – информатику – науку о методах и процессах сбора, хранения, обработки, передачи, анализа и оценки информации. 
     
    Я занимаюсь биохимией и структурной биоинформатикой: проводить различные лабораторные эксперименты и работать с 3D моделями белков очень интересно. Тема моей диссертационной работы - "Молекулярные механизмы взаимодействия артемизинина с глюкокортикоидным рецептором" – настолько многогранна, что я работаю как в лабораториях, проводя различные эксперименты, так и занимаюсь молекулярным моделированием на компьютерах.
     
    Одно из значимых открытий в сфере биомедицины, на мой взгляд, - открытие артемизинина как противомалярийного препарата, который спас миллионы людей во всем мире. Артемизинин был открыт профессором Юю Ту при выполнении секретного проекта “Проект 523”, инициированного экс-председателем Китайской Народной Республики Мао Цзэдуном в 1967 году, целью которого было выявление нового препарата для лечения прерывистой лихорадки (малярии). Было установлено, что артемизинин является основным соединением экстракта полыни однолетней, которое было структурно охарактеризовано в 1972 году. Профессор Ту была удостоена Нобелевской премии в области физиологии и медицины (5 октября, 2015 год).
     
    Экспериментальные данные последних лет свидетельствуют о том, что артемизинин и его производные представляют терапевтическую альтернативу в лечении высокоагрессивных быстро-прогрессирующих форм рака без риска приобретения резистентности, а также проявляют синергизм с другими противоопухолевыми препаратами. Однако как именно, связываясь с какими мишенями, посредством каких механизмов осуществляют свои активности артемизинины, до сих пор недостаточно изучено. Учитывая тот факт, что артемизинины проявляют множественную активность, наша научная группа “ИКАР” под руководством к.б.н., доцента Сусанны Тирацуян пришла к выводу, что у артемизинина, скорее всего, не одна, а несколько мишеней. Мы уже определили некоторые потенциальные мишени артемизининов на основе компьютерного моделирования и литературных данных и провели исследования с некоторыми из них. Но для лучшего понимания механизма действия артемизининов и их взаимодействия с мишенями необходимы дальнейшие исследования. 
     
    Развивать науку без финансовых вложений невозможно, т.к. необходимы ресурсы, будь то оборудование, принадлежности для лаборатории или вычислительная техника. И все это требует денежных затрат.
     
    Думаю, многие идут в аспирантуру именно из-за любви к науке. Во всяком случае, аспиранты, с которыми я общаюсь, очень увлечены своими исследованиями. И мы берем пример со своих преподавателей – энтузиастов своего дела. И не будем забывать, что именно грамотно проведенные исследования помогают решать конкретные вопросы, например, лечить людей, в том числе и своих родных. 
     
    Меня вдохновляют трудолюбивые люди, способные все успевать. Особо хочу выделить человека, которым я восхищалась еще будучи совсем юной студенткой, – ныне покойного профессора Грачика Вардапетяна. Когда профессор рассказывал, как занимался наукой, играл в КВН, увлекался дайвингом и многим другим, я думала: “Как можно совмещать столько занятий? Я тоже так хочу!”. 
     
    Музыка... она сопровождает меня почти весь день, и в дороге, и во время работы. Слушаю разнообразные жанры - от рока до классики и постоянно нахожу что-то новое для себя.
     
    Находить время для увлечений несложно, если правильно организовать свой день. Эта фраза хоть и заезженная, но не поспоришь. У нас, аспирантов, время расписано по минутам, особенно если состоишь в научной группе. Но с прошлого, находясь в самоизоляции, я увлеклась фотографией. Очень люблю снимать цветы, в частности, розы, которые растут у нас в саду. 
     
    Сейчас читаю первую часть дилогии Леонида Соловьёва "Повесть о Ходже Насреддине" – "Возмутитель спокойствия". Тем, кто любит юмористическую прозу, крайне советую к прочтению! 
     
    Из фильмов и сериалов запомнился американский фантастический телесериал “Экспансия”, где довольно правдоподобно отображены законы физики, действующие в космосе. Увлеклась им, находясь под впечатлением от серии документальных фильмов о космосе “Год на орбите”: проект повествует о жизни космонавтов на МКС и экспериментах в условиях невесомости. Мне, как биологу, интересно, какие последствия на организм оказывает долгое пребывание в невесомости и многое другое. 
     
    История показывает, что пандемии наподобие коронавируса были, есть и будут, вопрос лишь в том, насколько мы к ним готовы. Под готовностью я имею в виду высокий уровень развития науки, способность быстро реагировать на подобные испытания. С морально-психологической точки зрения пандемия – это испытание на прочность, которое, к сожалению, не может пройти незаметно для большинства людей. Но стоит также провести параллель между этой пандемией и испанским гриппом, который поразил около 30% людей в начале прошлого столетия. Сейчас наука развита лучше и именно поэтому ученые сумели настолько быстро создать вакцины. Причем каждая страна старалась создать “лучшую” вакцину: думаю, в условиях такой "здоровой конкуренции" ускоренная разработка качественных вакцин, лекарств и т.д. в будущем только улучшится, что станет решающим в борьбе с будущими пандемиями.
     
     
     
     
    Фото: Вера Кртян;
    личный архив Сирануш Гиносян