- 03 Фев
- 2021
Вардуи Геворгян: "РАУ без преувеличений стал для нас Домом"
Героиня интервью - аспирант I года обучения по специальности "Теория и философия политики, история и методология политической науки", референт Ученого секретаря РАУ.
Выпускница Российско-Армянского университета по направлению "Политология", аспирант I года обучения по специальности "Теория и философия политики, история и методология политической науки", референт Ученого секретаря РАУ Вардуи Геворгян была участницей XXVI международной научной конференции “Ломоносов” (Москва, МГУ им. М.В. Ломоносова). Мы поговорили с Вардуи о насыщенной студенческой жизни и работе, обсудили основные направления ее научной деятельности и вопросы, касаемые политологии в целом.
- В своей научной работе Вы раскрыли проблему размытия национальных границ и образования транснациональных организаций. Как Вы считаете, коснулась ли глобализация Армении или нам удается сохранить национальное единство?
- Безусловно, глобализация коснулась Армении, как и всех и всего в мире. И будучи маленьким по территории государством с небольшой численностью моноэтнического населения и крупнейшей диаспорой, влияние глобализации на нас значительно заметнее. Национальное единство армян обеспечивается через сохранение и укрепление нашей национальной идентичности. Сегодня, на мой взгляд, эта сверхцель находится в состоянии стагнации и живет лишь благодаря наличию исторической памяти и богатого культурного наследия армянского народа. И здесь есть огромные стратегические пробелы в проводимой правящими армянскими элитами (как прошлыми, так и сегодняшними) государственной политике.
- Дональд Трамп утверждал, что новый миропорядок должен основываться на суверенных государствах, которые действуют согласно собственным национальным интересам и сами обеспечивают свою безопасность. Как Вы считаете, входит ли Армения в число таких государств?
- Это довольно трудный и спорный вопрос, так как сегодня в мире нет по-настоящему независимого государства. Глобализация стала связующим звеном между государствами, странами и транснациональными корпорациями, международными финансовыми и военно-политическими институтами, бизнес-элитами. Но нам необходимо стремиться выстраивать внешнюю и внутреннюю политику максимально (в пределах наших возможностей) независимо, основываясь, в первую очередь, на национальные интересы и цели.
- Какие основные проблемы мешают Армении полностью реализоваться на международной арене?
- Отсутствие четкой стратегической программы. Мы находимся в сложной геополитической ситуации в довольно изменчивую эпоху. Мы не должны спорить относительно того, кто нам друг, а кто враг. Мы должны искать и находить ответы на вопросы "Кто мы?" и "Как хотим себя позиционировать?". Хотим ли мы быть примером древнего народа с великой духовной и материальной культурой? Или хотим быть примером демократического государства с высокой степенью гражданского сознания общества? А может, мы хотим синтезировать эти две сущности и представиться миру как уникальный пример государства и народа, который смог совместить "старое" и "новое"? У нас же нет этого видения себя, четкой стратегии и, как следствие, тактики.
- Что дало Вам участие в международной научной конференции "Ломоносов"?
- Участие в таких масштабных мероприятиях позволяет выносить из дискуссий массу вопросов, над которыми стоит задуматься. Иногда погружаясь в свою научную тему, не обращаешь внимания на другие интересные проблемы, которые существуют в мире политики, или же не замечаешь другие позиции в рамках своей тематики. Конференция предоставила хорошую возможность аргументировать в многонациональной аудитории свою точку зрения и тем самым расширить поле своего исследования.
- Каковы перспективы развития политологии в Армении?
- Под этим термином в Армении часто понимают лишь политические технологии и политический PR. Этот редукционизм является следствием незрелой политической системы и государственного управления. Политология будет развиваться вместе с последними, выступая при этом теоретико-методологической базой данного развития, а также аналитическим и прогнозирующим инструментом для политических субъектов.
- Расскажите, пожалуйста, немного о вашей студенческой жизни.
- Активная, насыщенная, интересная и наполненная счастливыми моментами. У нас был очень дружный курс: мы всегда вместе готовились к семинарам, вместе шли на лекции и вместе прогуливали пару в садике, обсуждая там серьезные философские и политические вопросы. Изначально создалась очень теплая атмосфера, поэтому весь день мы проводили в университете. РАУ без преувеличений стал для нас Домом.
Некоторое время я состояла в благотворительном департаменте РАУ. Помню, как мы организовали посещение детского дома в Гюмри в преддверии Нового года. Проведя с этими жизнерадостными и безумно талантливыми детьми целый день и вручив им подарки, которые собирали всем университетом два месяца, мы осчастливили не только (и не столько) их, но и себя. Дети подарили нам нашу утерянную веру в волшебство Нового года.
- Во время обучения в РАУ был ли у Вас наставник или человек, который вдохновлял?
- Я считаю себя очень удачливой, так как когда-то оказалась в РАУ. Место, где собрались очень мудрые, талантливые, одаренные, наполненные неиссякаемой энергией и юношеским энтузиазмом люди. Особенно, конечно, я это замечаю на примере нашей кафедры политологии. Заведующий кафедрой О.Л. Саркисян, мой научный руководитель К.А. Мирумян и весь профессорско-преподавательский состав – это люди, которые сформировали нас, наше мышление, помогали видеть и анализировать не только политические, но и бытовые проблемы с различных позиций. А вдохновляли меня всегда наши молодые исследователи. Видя их интерес к своей профессиональной сфере и полную отдачу работе, нельзя было не вдохновляться и не попытаться сделать нечто подобное.
- Думаю, женщины лучше понимают проблемы домашнего насилия и актуальность повестки прав женщин. Отсюда исходит заключение, согласно которому этим темам уделялось бы больше внимания, если бы вовлеченность женщин в политическую жизнь страны была активнее. Интересно узнать Ваше мнение.
- На мой взгляд, армянские женщины всегда обладали и сегодня также обладают всеми правами и свободами, необходимыми для своей полной творческой и профессиональной реализации. Мы можем одеваться по последнему писку моды, делать сумасшедшие укладки, учиться в вузе, работать в той сфере, которая нам интересна, выходить замуж за любимого человека и быть любимой, родив и сыновей, и дочек. К нашему огромному счастью, к проблеме домашнего насилия сегодня большинство относится очень категорично, считая недопустимым поднять руку или голос на женщину и ребенка. По сравнению со многими другими государствами, у нас прекрасная страна для того, чтобы "быть женщиной". Возможно, у нас не так много женщин, занимающихся политикой, так как политическая среда в Армении зачастую не настраивает на созидательный лад.
- Вы работаете референтом Ученого секретаря РАУ. Интересно ли это Вам как политологу и применяете ли свои профессиональные знания и навыки?
- На первый взгляд, моя нынешняя работа и моя профессия никак не взаимосвязаны. Однако мне как политологу в последнее время (отчасти это влияние и заседаний Ученого совета) стали интересны проблемы в образовательной сфере в контексте обеспечения национальной безопасности. На заседаниях часто обсуждаются важнейшие проблемы современной системы образования как в мире, так и в Армении. Анализируя все эти дискуссии и подводя их к тенденциям, которые существуют сегодня в Армении, понимаешь, что образование – мощный политический инструмент и механизм, которым можно управлять (иногда даже извне) и направлять в нужную тебе сторону. Именно образовательная система воспитывает будущее страны. А когда процессы в данной системе выходят из-под контроля государства, когда эти процессы не направлены на развитие и реализацию духовного потенциала нации, когда эти процессы ведут к нивелированию фундаментальных армянских традиций и ценностей, тогда ни одна, даже самая сильнейшая армия не будет в состоянии защитить существование и независимость нашего государства.
Алина Серегина
(“Журналистика”, II курс)
Фото: Вера Кртян;
личный архив В. Геворгян
Фото: Вера Кртян;
личный архив В. Геворгян